вторник, 13 марта 2012 г.

Крестецкая строчка - ажурная сказка!

Крестецкая строчка - одно из ярких явлений в народном искусстве.

 Название вышивки происходит от г. Крестцы (Новгородская область), где в 19 - начале 20 в. сложилась своя своеобразная техника ее выполнения, сочетавшая традиции народной перевити с техникой игольного кружева - гипюра. Для крестецкой вышивки характерны четкость линий, геометрические рисунки в виде снежинок, звезд, кристаллов и т. п., при помощи которых в узорах воссоздается белизна снега, прозрачность зимнего леса. Поэтому чаще всего эту вышивку выполняют белыми нитками на белом или кремовом фоне.
Русская природа, русский крестьянский быт: скатерть на сосновом столе, потрескивание дров в огромной печи и вьюжный ветер, бросающий в окна колючий снег, накатанная санная дорога среди спящих полей - без всего этого не родилась бы крестецкая вышивка. Недаром говорят в народе: «Красота в природе рождается и руками сотворяется».

Родиной строчки считается село Старое Рахино Крестецкого района, где с 60-х годов ХIХ века крестьянки стали наносить особой вышивкой красивые узоры на домотканое льняное полотно. Строчевые изделия - скатерти, полотенца, занавески - приобретали за бесценок скупщики, продавая их потом в столице и больших городах. Так распространялась слава крестецких мастериц.
 В начале XX века на промысел обратило внимание новгородское земство, и по его инициативе местные мастерицы освоили различные техники вышивки, распространенные в других центрах России. Их названия звучат, как поэма: "вологодское стекло", "рассыпной гипюр", "мыльный пузырь", "снеточные мотивы", "норвежский паук". Вышивка производится по сетке, подготовленной путем выдергивания продольных и поперечных нитей из льняной ткани или путем вырезания отверстий нужной формы. Узоры прозрачны и ажурны, как снежинки, из-за чего их часто принимают за кружево.
     В начале 1929 года в пос. Крестцы было создано снабженческо-сбытовое кооперативное товарищество «Художественная строчка». Проявлялась большая забота о подготовке мастеров. На специальных курсах готовили сельских инструкторов, которые затем направлялись в деревни обучать людей строчевому делу.

 В начале 30-х годов кустарки-строчильщицы работали на дому. В избах- теснота, малые дети. Керосина и ламповых стёкол не хватало- их негде было купить. Выходило немало бракованных вещей, и план выполнялся с большим трудом. В деревнях и сёлах среди населения была развёрнута разъяснительная работа. В крестьянских домах подбирали помещения, устанавливали в них пялы и мастерицы получали возможность трудиться в хороших условиях. Заведовали такими мастерскими лучшие строчильщицы. Они отвечали за качество вышивок, заботились о своевременном получении полотна для работы, отправке готовых изделий.
В селе Старое Рахино строчевым промыслом занимались почти все женщины.
Кроме этого, в одной из строчевых мастерских села, были объединены и мужчины, в совершенстве владевшие искусством строчки.
Все узоры по-прежнему строчили вручную на дому или в небольших мастерских, а части изделия сшивали уже в цехе на машинках. В предвоенные годы лучшие мастерицы принимали участие в создании тематических панно, прославлявших достижения Советской власти.
  Одно из них - «Москва-порт пяти морей» - с изображением Мавзолея, контурами Кремля в лучах пшеничных колосьев. На всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году экспонировалась скатерть «Созвездие» с узором, изображающим 11 звёзд - по числу республик, входивших тогда в состав СССР.
             Но грянула Великая Отечественная война. Фронт лавиной катился по новгородской земле. Были закрыты строчевые мастерские: мужчины ушли на фронт, женщины были заняты на окопных работах, убирали урожай, валили лес. Но уже с января 1942 года возобновили работу несколько строчевых артелей. В 1943 году изделия выпускали уже шесть артелей. Начала работать экспериментальная мастерская. Несмотря на трудности военного времени, массовая продукция выпускалась добротной, красивой. Строчили скатерти, женские платья, русские и украинские мужские рубашки, детское бельё, блузки, наволочки, накидки и многое другое.
  В Крестецком районе, где мастерство строчильщиц передавалось из поколения в поколение, дочерей уже с 7-8 лет матери приучали делать несложную вышивку, например мерёжку «колышек». Поэтому нередко девочки в 13-15 лет становились квалифицированными мастерицами. Учились тогда быстро: всего за три месяца постигали искусство строчевой вышивки и уже могли выполнять нормы.
 Источник:  http://www.kresttsy.ru/strochka

4 комментария:

  1. Очень красиво и необычно! Отличный проект!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Юля, спасибо!
      Сейчас нашла информацию о технике выполнения крестецкой строчки! Буду рада, если вам пригодится!

      Удалить
  2. о..... Катюш.... ну это не на две недели будет.... :) особенно вторая часть...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, я тут совсем зарылась!
      Информации вроде крохи везде, но их тоже надо систематизировать хоть чуть-чуть!
      Зато нашла видео МК по строчевому шитью!

      Удалить